Замкнутость напоминает защиту, способ оградить себя от внешнего мира, особенно если есть опыт негативного общения с другими детьми. Родителям важно не путать ребёнка застенчивого и замкнутого. Стеснительный малыш не отрицает возможных контактов со сверстниками и даже тянется к ним, но не умеет налаживать связи. А замкнутый совсем не имеет стремлений к взаимодействию, кратковременному общению или долгой дружбе, он сознательно выбирает изоляцию.
По каким признакам можно определить замкнутость:
молчаливость — ребёнок мало разговаривает, в основном наблюдает, при острой необходимости говорит тихим, еле слышным голосом, не делится мыслями и впечатлениями;
отстранённость— со стороны кажется, что малыш полностью игнорирует окружающих, ему не интересно то, что происходит на детской площадке, в школе такой ученик старается максимально избегать устных выступлений, при этом письменные работы могут быть сделаны на «отлично»;
недоверие — новое не интересует, посторонние люди любого возраста вызывают чувство подозрения и дискомфорта;
эмоциональная неустойчивость — хорошее настроение быстро сменяется плаксивостью, слёзы появляются в ответ на непонятные ситуации, общий эмоциональный фон снижен;
низкие адаптивные способности — чужой коллектив вызывает панику и нежелание ходить в детский сад, школу, в новых ситуациях и незнакомых местах наблюдается скованность;
плохой аппетит и проблемы с засыпанием, трудности с обучением, особенно если это связано с коммуникациями.
Даже в общении с родителями замкнутый малыш часто ведёт себя скрытно. Редко делится переживаниями, даже если в душе бушуют эмоциями. Вместо того, чтобы объясниться, плачет. Замкнутого ребёнка не сложно выделить из толпы. У него отсутствует живость, эмоциональность, он не использует жестикуляцию и прямой зрительный контакт, телодвижения остаются скованными, руки опущенными вдоль тела.
Причины замкнутости в детском возрасте. Выделим несколько распространённых мотивов.
Причины кроются во врождённых особенностях, в характере, темпераменте. Малышу комфортно в одиночестве, он охотно занимается делами наедине с самим с собой. Так ведут себя флегматики, меланхолики.
Замкнутость возникла по причине физических недомоганий или перенесённого стресса.
Единственный ребёнок в семье не имел опыта общения со сверстниками, а потому установки и правила этого общения ему неизвестны. Собственных коммуникативных способностей ему недостаточно.
Родители излишне опекают чадо, поддерживают тревожно-мнительный тип воспитания. Отсюда происходит его робость, нерешительность, неуверенность в себе.
Ребёнку не с кем делиться своими эмоциями и переживаниями. Родители слишком заняты, чтобы удовлетворять его естественную потребность в общении. Впоследствии малыш привыкает к подавлению и сдерживанию чувств.
Члены семьи слишком часто выражают недовольство действиями и поведением ребёнка. Потом ему начинает казаться, что он всё делает не так. В результате воспитываются робость, обидчивость, забитость, замкнутость.
Частые волнения и переживания в детском возрасте влияют на становление личности. Вырастая, человек испытывает трудности с позиционированием в коллективе, не может налаживать контакты, вынужден жить в социальной изоляции.
Как помочь ребенку с замкнутостью
Так как помочь ребёнку, который замкнулся в себе, не может построить доверительные отношения со сверстниками и взрослыми? Универсального способа нет, но родителям стоит обратить внимание на следующие рекомендации:
- с раннего возраста поддерживайте с ним доверительные отношения;
- часто беседуйте, общайтесь, поощряйте его желание делиться чувствами;
- положительно отзывайтесь о новых навыках и умениях, хвалите за достижения;
- учите на своём примере, показывайте возможные сценарии для разных жизненных ситуаций;
- совместно гуляйте в оживлённых местах, общайтесь с мамами и детьми на детских площадках, продавцами в магазинах;
- читайте вслух, выводите малыша на обсуждение произведений;
- помогайте замещать плохие эмоции, например, после ссоры с товарищем или во время дождливой погоды посмотрите вместе новый интересный фильм, устройте семейное чаепитие.
Решить проблемы в общении у детей дошкольного и школьного возраста поможет психолог. Узкопрофильные специалисты вникнут в вашу историю и дадут полезные советы по выходу из любых кризисных ситуаций.